суббота, 14 декабря 2013 г.

Небольшой экскурс в историю.

Не знаю почему, но ко всем своим увлечениям и интересам я подхожу очень основательно. А вышивка для меня- это больше чем хобби. Вышивка-это образ жизни (думаю, многие согласятся со мной). И, конечно, не могла я не пуститься на поиски информации из истории вышивки в глобальной сеть. Информации оной не счесть. И если писать подробно, то можно выпустить не одну книгу, а серию. А если коротко, то:
.    

  • Вышивка является одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

  • Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры.Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины.  Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
  • Китайская вышивка
    • На Руси все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала.Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
    А что же в других странах, ведь вышивке покорились все государства и народности, она стала обязательным элементом многих национальных костюмов (думаю, об этом сделать отдельный пост, а может и несколько). 
    В средневековый период красотой золотого шитья славилась Византия. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Мастерство вышивальщиц этой страны, разработавших оригинальные орнаменты и способы вышивания, способствовало развитию этого рукоделия в о многих европейских странах. 
    Крестовые походы, близко познакомившие жителей Западной Европы с великолепием Востока. Они способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время. Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские.
    В XIII в. в Англии была популярна роскошная вышивка серебром, золотом и шелком с изображениями переплетающихся растительных узоров. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по белому», появившаяся в XIII-XIV вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в XV-XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивка крючком). 
    В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла совершенства. В этот период вышивка отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картины для вышивки выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли, Рафаэль и др.).
    Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли вышивки, как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме, вышивка
    постепенно деградирует, становясь к середине XIX в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.
    Достижения сюжетной Вышивки быстро усваивались и перерабатывались в узорной Вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в XVII-XVIII вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с XVIII в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английским церковным шитьём XVI в. и сочетавшей шерсть, шёлк, 
    золотые и серебряные нити
       
    Некоторое время назад вышивка начала свое победное возвращение. Ведь все новое-это хорошо забытое старое

      2 комментария:

      1. Спасибо, Оля, за статью! С удовольствием прочитала, очень интересно! :)

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. постараюсь постепенно структурировать остальное

          Удалить